Этот 68-летний музыкант, обогативший джаз 1960-х и 1970-х
годов бразильскими ритмами, ныне живущий в США, но не теряющий культурной связи
с родной страной, до сих пор в прекрасной форме. Ударные инструменты Аирто (так,
одним именем, он часто именуется на пластинках) начал осваивать в раннем
детстве. Первым инструментом, которым он овладел, был бубен пандейро.
Мне было три-четыре года, и бабушка купила мне пластиковый бубен. Я его очень
любил и на ночь клал под подушку. И сам научился играть на нем, никто мне не
указывал: «Играй так, играй этак». Пандейро - до сих пор один из моих любимых
инструментов.
Кстати, с тех пор никто никогда не учил Морейру играть на ударных. Лишь в первые
месяцы жизни в США, в 1967 году, Аирто учился музыкальной грамоте и теории у
своего земляка - композитора Моасира Сантоса, жившего в Лос-Анджелесе.
Профессиональным музыкантом Аирто стал, еще будучи подростком. Он быстро
приобрел известность и играл с разными бразильскими ансамблями и оркестрами.
Самым главным в жизни Морейра считает тот день, когда ему представилась
возможность впервые поиграть на установке.
Мне было четырнадцать лет. Мы с родителями и сестрами отправились на танцы, там
играл ансамбль местной футбольной команды. А в это время был карнавал, и я мог
находиться только рядом с музыкантами, потому что полиция не разрешала детям
гулять по улицам, когда вокруг много пьяных и всего прочего. Но я был рад, я
того и хотел. А их барабанщик опаздывал на сорок минут, и меня спросили, умею ли
я играть на барабанах - что я владею перкуссией, они знали. Я сказал, что
никогда не играл. «Хочешь попробовать? Садись!» Я сел и выдал популярный для
карнавалов ритм - маршу. Потом меня попросили сыграть самбу - я сыграл. И тогда
они решили начать программу со мной, а когда барабанщик появится, он вступит. Я
очень обрадовался и согласился. Так я проиграл полчаса - барабанщик не
появлялся. Час - барабанщик не появлялся. В итоге он так и не пришел, и я
работал с ансамблем всю ночь, с половины десятого до половины пятого утра.
Прервался я один раз, когда они играли танго (в танго барабаны не нужны), пошел
поел, поболтал с родителями, с сестрами.
Эпохальной работой стала для Морейры запись 1967 года в составе QUARTETO NOVO
знаменитого бразильского композитора Эрмето Паскуаля (Hermeto Pascoal). Вскоре
после этого музыкант отправился в США за женой, певицей Флорой Пурим (Flora
Purim). Прожив три месяца в Лос-Анджелесе, они перебрались в Нью-Йорк, где
Морейру ждала головокружительная карьера. Он начал работать с джазовыми
музыкантами, в частности, с контрабасистами Реджи Уоркманом (Reggie Workman) и
Уолтером Букером (Walter Booker). Последний познакомил его с выдающимися
артистами - саксофонистами Кэннонболлом Эддерли (Cannonball Adderley) и Полом
Дезмондом (Paul Desmond), трубачом Ли Морганом (Lee Morgan), клавишником Джо
Завинулом (Joe Zawinul). А Завинул порекомендовал Морейру великому Майлзу Дэвису
(Miles Davis).
Когда Джо Завинул впервые рассказал Майлзу обо мне, тот спросил: «А он черный?»
Завинул ответил: «Нет, но он бразилец и сумасшедший». И Майлз сказал: «Хорошо,
пусть приходит». Просто потому что я был бразильцем и сумасшедшим. Но он был еще
более сумасшедшим, чем я.
Аирто до сих пор считает опыт работы с Дэвисом самым удивительным - в частности,
потому, что тот мало разговаривал с музыкантами, ничего им не объясняя. При
этом, какую бы свободную музыку ни играл ансамбль Дэвиса, как бы ни фантазировал
каждый исполнитель, все подчинялись той единой пульсации, которая всегда
присутствовала в создаваемом ими пространстве. Морейре трубач говорил: «Просто
играй - слушай и играй». В результате Аирто принял участие в записи эпохального
альбома Bitches Brew 1970 года, ставшего отправной точкой для стиля фьюжн. Он
играл на куике - барабане с воткнутой в него бамбуковой палочкой, издающей при
трении специфические ноющие звуки различной высоты, - и беримбау - деревянном
шесте с резонатором в виде полой тыквы, висящей на натянутой струне, - а также
на других инструментах, которые можно услышать в треках, выпущенных на
позднейших переизданиях альбома. Морейра приложил руку и к созданию нескольких
последующих пластинок Дэвиса - Live-Evil, Big Fun, Get Up with It. Аирто вошел в
огромную лабораторию трубача, которая породила знаменитых музыкантов, немало
сделавших для развития стиля фьюжн и других форм современного джаза - это
пианисты Чик Кориа (Chick Corea) и Херби Хэнкок (Herbie Hancock), барабанщик
Билли Кобэм (Billy Cobham), уже упоминавшийся Джо Завинул и саксофонист Уэйн
Шортер (Wayne Shorter). Аирто участвовал в ансамблях каждого из этих
исполнителей. Дважды он оказывался у истоков создания коллективов, сыгравших
важную роль в истории джаза - WEATHER REPORT и RETURN TO FOREVER.
Пластинки первого состава RETURN TO FOREVER, ансамбля, который собрал Чик Кориа,
представили идеальное сочетание серьезного джаза с бразильскими ритмами: здесь
энергия не брызжет через край и не подменяет собой бедность музыкальных идей,
как это, увы, нередко бывает в так называемом бразильском джазе.
В 1974 году Морейра создал свой собственный ансамбль FINGERS, в котором тоже
смешивались бразильские ритмы и джаз. Коллекция его инструментов росла,
совершенствовалась техника, и вскоре он стал чуть ли не самым востребованным
перкуссионистом не только в джазе, но и в популярной музыке. Впрочем, период с
1976 по 1978 год музыкант считает неудачным.
Я переехал в Калифорнию, а там музыкальная жизнь была не такой богатой, как в
Нью-Йорке, там было больше бизнеса. Жить там приятнее, потому что там всегда
солнечно, красиво, деревья, природа и так далее. Но музыку там часто делают
очень коммерческую, очень много записей для кино, а активных групп мало,
музыканты не так уж часто играют друг с другом. Я тогда продюсировал записи для
Fantasy Records, играл, но не слишком часто. Во многих концертах мне не хотелось
участвовать, потому что это были просто шоу с кем-то, кто мне не очень нравился.
Не хотелось записываться с группами, которые я не любил, писать для телерекламы
и так далее. Я хотел быть не ремесленником в музыке, а музыкантом, потому что
люблю играть. Если мне не нравится играть что-то, я не играю.
1980-е годы Морейра, напротив, считает успешным временем. Он собирал различные
коллективы и играл в интересных составах. Тогда же началось его сотрудничество с
барабанщиком GRATEFUL DEAD, пропагандистом музыки разных народов Микки Хартом (Mickey
Hart). В 1991 году был запущен масштабный проект под названием Planet Drum. Харт
собрал вместе перкуссионистов - представителей разных культур. Помимо Морейры и
самого Харта, в проекте приняли участие индийские исполнители на табла Закир
Хусейн (Zakir Hussain) и Викку Винаякрам (Vikku Vinayakram), нигерийцы Сикиру
Адеподжу (Sikiru Adepoju) и Бабатунде Олатунджи (Babatunde Olatunji) и
пуэрториканцы Джованни Идальго (Giovanni Hidalgo) и Франк Колон (Frank Colon).
Это был первый для Морейры опыт работы в коллективе, где не было практически
никаких инструментов, кроме ударных. Впрочем, собственно к сотрудничеству с
другими ударниками бразильцу было не привыкать - еще у себя на родине он часто
играл в ансамбле с одним или двумя перкуссионистами, с барабанщиками. Ударные
инструменты других стран он тоже освоил еще до отъезда из Бразилии.
Когда я переехал в Сан-Паулу, один из крупнейших городов мира, у меня уже были
какие-то инструменты с Кубы, из Уругвая, барабаны из Аргентины и Перу, с
верховий Анд. Люди всегда дарили мне инструменты. Так происходит и сегодня:
после концерта кто-нибудь обязательно дарит мне маленький шейкер или еще что-то
в этом роде.
С индийскими исполнителями на ударных он впервые встретился в ансамбле Дэвиса.
Однако, по собственному признанию, технику он у них не перенял, несмотря на свою
любовь к инструментам из разных стран.
На индийских ударных очень сложно играть. Такая работа требует большой
внутренней дисциплины, на это уходит много времени. Надо быть полностью
преданным этим инструментам. А я не мог соответствовать, поскольку играл на
многих других.
Между тем в манере игры Морейры есть по крайней мере одна особенность, близкая
индийским и другим восточным перкуссионистам: проговаривание каждого удара. Но к
этому приему он пришел сам.
Первоначально ожидалось, что в Москву Аирто приедет с женой, однако вместо нее
он привез дочь, Диану Букер (Diana Booker), и ее мужа, перкуссиониста Кришну
Букера (Krishna Booker) - к слову, сына упоминавшегося выше контрабасиста
Уолтера Букера. Диана, она же Ди, она же Децибел, и Кришна составляют костяк
группы EYEDENTITY, в творчестве которой джазовое наследие переплелось с
элементами хип-хопа, трип-хопа, фанка и, конечно, бразильской музыки. По правде
говоря, концерт в Доме музыки следовало бы считать не выступлением Морейры с
участием молодых музыкантов, а выступлением EYEDENTITY при активной поддержке
Морейры. Аирто расположился на заднем плане за барабанами DW (эта фирма, равно
как и Zildjian - любимые у Морейры, не считая бразильской фирмы Odery). Основное
внимание зрителей было приковано к набору ударных инструментов Кришны Букера с
огромными конгами и связкой из бутылочных крышечек. Ансамбль начал с
медитативной песни бразильского певца Милтона Насименто (Milton Nascimento). За
ней последовали более динамичные номера, в которых Аирто виртуозно солировал,
однако по-прежнему прятался за спинами молодых.
Во втором отделении Морейра вышел на авансцену с пандейро в руках. Известно, что
он способен с помощью одного только пандейро воспроизвести звучание целого
ансамбля. Однако на московском концерте Аирто предпочел игре на инструменте и
демонстрации различных его тембровых возможностей пение и речитатив. Номер этот
был весьма зажигательным, но, казалось, музыкант отчего-то не хочет показывать
все, что умеет. Вскоре наступил звездный час Кришны Букера, который
исключительно при помощи голоса обеспечил ритмический и гармонический
аккомпанемент для пения Дианы - такая техника называется битбоксом. Аирто тоже
изображал голосом звучание ударных. Забавно, что оба перкуссиониста ярче всего
проявили себя на концерте в той области, где игра на инструментах не требуется.
Пандейро - бразильский аналог бубна с круглым деревянным основанием, мембраной
из кожи животного (козы или теленка) или пластика и шести пар металлических
дисков. В диаметре от 20 до 40 см. В отличие от бубна пандейро можно настроить
на определенную высоту. У металлических дисков пандейро более жесткое, сухое
звучание, чем у бубна. Как правило, ритмические рисунки на пандейро исполняются
посредством чередования ударов кончиками пальцев, ладонью, запястьем и большим
пальцем. Можно также трясти пандейро, проводить пальцем по мембране для создания
характерного скрипящего звука. Инструмент часто используется в самбе и музыке
капоэйро.
Под термином «пандейро» иногда понимают средневековый португальский барабан
марокканского происхождения, предок современного латиноамериканского
инструмента, который чаще называется адуфе. Это квадратный инструмент с двумя
мембранами и часто с бубенцом внутри.